Новости
Камчатского края, России и мира

Вы здесь:
Кто ответит за сосульку?

Кто ответит за сосульку?


Кто ответит за сосульку?

КТО ОТВЕТИТ ЗА СОСУЛЬКУ?


Совсем скоро Елизовскому районному суду Камчатского края предстоит рассмотреть практически беспрецедентное уголовное дело, обвинительное заключение по которому утверждал сам заместитель генпрокурора РФ. В деле руководитель ООО «Реальная Камчатка» обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть человека).
Речь идет о происшествии, случившемся 7 января 2021 года на Вилючинском водопаде. В тот день часть водопада, который зимой замерзает и превращается в гигантскую сосульку, рухнула на туристов. Три человека пострадали, четвертый погиб на месте.

Именно эта смерть стала основанием для возбуждения уголовного дела. Как считает следствие, виновата в смерти туриста директор туристической фирмы «Реальная Камчатка», которая «не предоставила клиентам полную информацию о планируемом к посещению объекте для обеспечения безопасности жизни, здоровья и предотвращения травматизма, не обеспечила сопровождение группы инструктором-проводником».
Казалось бы, все очевидно: человек погиб, и кто-то должен за это ответить… Но почему при этом не отпускает ощущение, что в этой истории по нехорошей русской традиции назначили «стрелочника»? Давайте попробуем разобраться.

ПО СЛОВАМ ОЧЕВИДЦЕВ
Как же случилась эта трагедия? Вот как об этом рассказывает изданию Amur.life туристка Дарья Псарёва. Дарья – в недавнем прошлом жительница Благовещенска, поэтому и беседовала с амурскими журналистами.
«Дарья переехала из Благовещенска на Камчатку 4 года назад. В Рождество она поехала с друзьями на Вилючинский водопад, чтобы полюбоваться Царь-сосулькой, как называют в народе это чудо природы. Водопад замерзает и становится огромной глыбой льда высотой с 17-этажный дом. Необычное явление привлекает тысячи туристов», - пишет Amur.life.

«Люди стоят в очереди на эту «сосульку», как в супермаркете. У нас была снегоходная экскурсия. Мы полазили по водопаду, там все так делают. Во всяком случае, не останавливает никто. Потом постояли рядом и спустились к снегоходам. Наш снегоходчик сказал, что сейчас еще люди подойдут. Потом слышим страшный грохот, поднялась снежная взвесь. Я думала, нас лавина накрывает, там же вулкан, горы. Как все улеглось, звенящая такая тишина настала, а потом закричали люди», – рассказала журналистам Дарья.
Многие, по словам туристки, не найдя рядом близких, подумали, что они оказались под завалами. В тот день погода была прекрасная и людей на водопаде собралось очень много (за день там побывало около ста человек), поэтому потеряться было немудрено.

«Все бросились наверх, к сосульке. Наш снегоходчик кричал, что у него там жена. Женщина рядом со мной впала в истерику просто, она плакала и кричала, что у нее там муж или сын, не помню точно. Сколько людей завалило, никто не понимал. Мужчины бросились откапывать завалы. Это были огромные ледяные глыбы. Никто как-то не задумывался, что еще может что-то упасть. Потом их родные нашлись. А под завалом оказались туристы, как мы слышали, из Хабаровска», – приводит Amur.life слова Дарьи Псаревой, которая еще рассказывает о спасательной операции, в которой сначала активно участвовали снегоходчики всех групп, находившихся около «сосульки» и сами туристы. Позже подоспели силы спасателей, усилиями которых пострадавшие были отправлены в больницу, а тело погибшего туриста транспортировано в Петропавловск.

Надо сказать, что в истории туристической Камчатки, к сожалению, много смертей. Как указано на сайте одной из туристических компаний «все туристические маршруты в Камчатском крае являются экстремальными – принимая решение о путешествии, трезво оценивайте ваши возможности, риски и уровень подготовки». И это справедливо. Даже простая прогулка в лес может у нас обернуться чем угодно. Примеров много. У многих туристов теперь уже и не спросишь, достаточно ли полно они получили информацию от своего организатора, перед началом поездки на маршрут, обо всех опасностях, подстерегающих их на вулканах, водопадах, снегоходных трассах, горнолыжных склонах и т.д.

НЕТ ТЕЛА – НЕТ ДЕЛА
Но, вернемся на Вилючинский водопад, а точнее «На сосульку». Итак, сто человек в день в хорошую погоду на зимних каникулах приезжают полюбоваться глыбой льда. Погуглите – найдете огромное количество фотографий туристов на сосульке, под сосулькой, за сосулькой, иногда даже внутри нее, когда вода замерзает в виде грота. На этих фото мужчины, женщины, дети (!) по одному, группами, семьями… Как заметила туристка Дарья – «там все так делают».

Что это? Всем этим туристам в турфирмах тоже не дали полную информацию об особенностях поведения на объекте «замерзший водопад»? Тогда где десятки предписаний другим турфирмам за «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»? А может туристы просто решили рискнуть своими жизнями ради ярких фотографий? Может это вовсе не турфирмы, а самостоятельные туристы? Тогда где вокруг объекта какое-либо обозначение стоп-линии, за которую нельзя заходить и щиты с предупреждением об опасности приближения к «сосульке», предупредительные знаки о лавинопасности? Нет знаков, нет предупреждений, я как самостоятельный турист воспринимаю Вилючинский водопад, как безопасный туристический объект, место отдыха для себя и своей семьи с детьми. Разве за смерть на популярном туристском объекте, где нет никакой информации об опасности, несет ответственность, прежде всего, не то ведомство у которого под контролем объект?

И упади 7 января ледяная глыба не на туристов, а мимо, не было бы никакого уголовного дела - попостили бы фотографии тех, кто успел снять, повосхищались, даже позавидовали тем, кто увидел момент падения. Как говорится, нет тела – нет дела. А если бы сосулька не рухнула, то и сейчас по ней так же весело лазали туристы со своими фотоаппаратами.

С такими предположениями согласились все камчатские гиды, с которыми нам удалось поговорить. Они говорят, что Вилючинский водопад никогда опасным не считался, никому не принадлежал, к особо охраняемым территориям не относился и никаких разрешений для его посещения отродясь не нужно было брать. Требование об этом появилось уже после трагедии. Кстати, подтверждение тому есть в открытых источниках. Слава Брину, Гугл помнит всё. ИА «Кам 24», например, пишет об этом в новости от 11 января 2022 года – уже после того, как появилась информация об утверждении обвинительного заключения по делу. В этой истории есть еще непонятные игры с датами и документами, но об этом позже.

Камчатские туркомпании, работающие легально, водят, возят и отправляют туристов только проверенными маршрутами. Они точно знают, на посещение к каким объектам нужно брать разрешения, а к каким нет. Эта информация, в общем то является открытой, и если погуглить, то можно найти все новости о том, что по тому или иному направлению вводятся правила посещения только с разрешительными документами. Ни одна легальная турфирма не отправит туристов на маршрут, не оформив всех положенных документов. Ой ли, скажете вы? Именно так, ответим мы. И все потому, что легальные турфирмы знают, что внимание контролирующих органов приковано именно к ним – их легко проверить и наказать. Это за теневиками нужно побегать, поискать, доказательства искать, туристов уговаривать дать показания о нарушении правил, которые им даже неизвестны. Кстати, о правилах. В истории с Вилючинским водопадом стоит на них остановиться поподробнее.

ПРИХОДИ КО МНЕ ВЧЕРА
Кроме того, что директору фирмы «Реальная Камчатка» предстоит разбор уголовного дела в суде, ее уже оштрафовали на 150 000 рублей за то, что группа туристов 7 января пришла к водопаду без разрешения. Штраф наложил директор КГКУ «Служба по охране животного мира» - подведомственного учреждения Минприроды и экологии Камчатского края. Он, кстати, в своем определении о привлечении «Реальной Камчатки» к административной ответственности, откровенно поведал всем, что в конце 2020 года (то есть перед новогодними праздниками) вообще ни от кого никаких запросов на посещение Вилючинского водопада не поступало. А как же те сто человек, что прошли около «сосульки» только 7 января? Предположим, что, хотя бы половина из них прибыли туда в составе тургрупп. Получается, что еще как минимум пять турфирм должны были быть оштрафованы по той же статье, что и «Реальная Камчатка»? Правда странно, что этого не произошло?

Хотя, ничего странного на самом деле нет. Ведь Порядок оформления и выдачи разрешений на посещение территорий государственных природных заказников регионального значения и памятников природы (к коим, оказывается, отнесли Вилючинский водопад) утвержден приказом КГКУ «Служба по охране животного мира» только 26 января 2021 года. То есть, через 19 дней после того, как ледяная глыба рухнула на туристов. Получается, что турфирма нарушила правила, которых не было?

Вот зачем, спрашивается, было так некрасиво играть датами и юридическими понятиями? Предполагаем для того, чтобы в материалы уголовного дела легло железное доказательство вины турфирмы. Если бы правила получения разрешения действительно были нарушены «Реальной Камчаткой», это сыграло бы весомую роль при рассмотрении уголовного дела в суде. А вот теперь даже интересно, какую оценку это обстоятельство получит в суде.

СУРОВ ЗАКОН, НО ЗАКОН
Есть в юриспруденции, досудебных и судебных разбирательствах такое понятие как «формальные признаки». Оно очень коварное и позволяет в отдельных случаях уйти от ответственности, а в отдельных наоборот – наказать так называемых «стрелочников». Когда есть формальные признаки, позволяющие «назначить» виновного, суд порой даже не рассматривает всех обстоятельств дела. Хотя, конечно, все зависит от судьи. История с рухнувшей сосулькой неоднозначная. Все туристы всегда подходили к ней близко, спускались под лед, зажигали подо льдом фальшфейеры, обнимались с застывшим водопадом. Меньше чем за 1,5 часа перед трагедией, к ней и вовсе на расстояние вытянутой руки подлетал частный маленький вертолет, чрезвычайно близко. Вертолет известно чей, в сети хранится снятое туристами видео с этим вертолетом и хорошо просматривается бортовой номер. А вертолет не мог спровоцировать вибрацией падение льда? Сообщения о том, что теперь туристов не подпускают ближе чем на 70 метров к «сосульке» появились в СМИ только в январе этого года. До этого же времени на подступах к водопаду не было установлено никаких предупреждающих или запрещающих знаков. А это значит, что все это время туристы, как и прежде, могли подходить к ледяной глыбе вплотную? Не все ведь перед выходом на маршрут читают новости… Тем более, прошлогодние.
Как вообще все это время Минприроды вместе со своими подведомственными организациями охраняли памятник природы и регулировали на его территории экологический туризм, непонятно. Наверное, одного выписывания разрешений на посещение для этого мало. И если уж быть до конца справедливым, не худо было бы этим структурам разделить ответственность по этому делу с турфирмой. Это даже, если хотите, вопрос репутации камчатских властей, которым раньше как бы было все равно, что происходит вокруг водопада. Да и около других, не менее опасных объектов, не слишком наблюдается активность в работе по обеспечению безопасности.

Идти на вулкан опасно – можно упасть в трещину, получить летящим сверху камнем по голове или по ноге; выходить в море опасно – можно упасть в холодную воду, утонуть; ехать на снегоходах опасно – можно попасть в пургу, потеряться и замерзнуть; кататься со склонов и у подножья вулканов на снегоходах и лыжах опасно – может накрыть лавина; ходить в лес опасно – можно встретить медведя и стать его обедом… Все это про Камчатку. Да, у нас экстремальный туризм. Многие годы считалось, что маршрут к Вилючинскому водопаду безопасен. Теперь мы знаем, что это не так. Природа учит нас выдерживать границы и вести себя крайне осторожно. Но мы все равно и сами выходим на маршруты и ведем по ним туристов, считая туристическую отрасль крайне перспективной.

Так давайте делать это цивилизовано и последовательно, сознавая все-таки то, что до конца перехитрить природу у нас не получится. «Реальная Камчатка», по мнению многих, не виновата в гибели туриста. Скорее всего это понимают и в Минприроды, и в Минтуризме. Жаль, что чиновники не хотят это признать. К сожалению, это может стать сигналом для всех турфирм Камчатки о том, что в случае любого природного катаклизма, у них нет никакой поддержки и рассчитывать они могут только на самих себя.

Захар Минаев, ИА "Камчатское время"



Дата создания: 28.02.2022




Оставить свой комментарий

Email для связи (не публикуется)

Имя

Другие новости: